Главная | RSSПонедельник, 17.06.2019, 14:21




Приветствуем Вас на сайте Шалапской школы!
Меню сайта
Наш адрес


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя педагогическая философия

Шабунина Лариса Владимировна

О себе

Профессиональные достижения

Методическая мастерская

Хобби

Работы учащихся

Фотоальбом

А все дороги ведут к людям.

                                                                                                 Антуан де Сент-Экзюпери

 

Сколько себя помню, всегда хотела стать учителем. А было это, наверное, лет с пяти, а, может и раньше. Моя бабушка жила около школы, и я каждый день выходила на крыльцо и прислушивалась к школьному звонку и неунывающим детским голосамУже тогда я понимала, что в том большом кирпичном доме происходит что-то интересное, хорошее. Имя тому дому было тоже светлое«Школа». А однажды бабушка подарила мне то, о чём я давно мечтала, - школьный портфель и сказала: «Наверное, учительницей будешь». В свой жёлтый портфель я бережно сложила все свои книжки, тетрадки, рисунки и начала старательно учить своих кукол что-то читать, что-то писать, что-то рисоватьТак начался мой профессиональный путь! Сначала думала стать учителем начальных классов, но в 4 классе влюбилась в учительницу русского языка и литературы, и вопрос мой решился окончательно. Больше сомнений не было. А моя любимая учительница на всю жизнь осталась для меня идеалом.

И опять школьный звонокОпять детские голосаШкольная суетаЯ учитель. Домой возвращаюсь с тяжёлой сумкой. Тетради, этот «тяжёлый» Достоевский. Ещё куча книг, листочки с детскими стихамиЧто-то недоговорили, не дописали. А вот тут нужно было по-другому

А можно и иначеДома нужно приготовить поздний обед, ужин. Моя семьяменя понимаетИ опять Достоевский, Пушкин, ЦветаеваОшибки речевые, грамматические, пунктуационныеВремя, время!

О, как тебя не хватает! Уже закрываются глаза

 

...Кругом пустыня. Кажется, я заблудилась. А рядом  со мной прекрасный мальчик. Я поняла, что знаю его: это Маленький принц. Ветер  растрепал его золотые волосы. «Пойдём»,- сказал он мне, указывая путь.

На первом астероиде жил король. Для него, как и для всех королей, «все люди-подданные», хотя он «отдавал только разумные приказания». После встречи с королём я шла и думала о своём: о назначении учителя.

По-моему, сегодняшний учитель – это не тот, кто подавляет природу человека, а тот, кто следует ей на правах талантливого художника, скульптора. Истинный настрой «Я» на  людей, на жизнь проявляет интонация. Она сразу выдаёт учителя авторитарного типа,  заявляет и мастера, вызывая у его слушателей соответствующую тональность души, ожидание нового, неожиданного, радостного. Не зря Т.Готье писал, что «голос идёт от души… Я думаю просто-напросто, что он и есть душа человека».  Дети очень чутко воспринимают «Слово» учителя, мастера , а развитие ребёнка – это развитие личности в слове, ибо «в начале было Слово». Моё педагогическое кредо – сотворчество учителя-мастера и ученика. Творческий диалог учителя и ученика должен расширяться до их совместного диалога с произведением, с его автором-мастером.

На второй планете жил честолюбец. По его мнению, «почитать - значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее и всех умней». Нет, по-моему, каждый должен понимать, что он просто другой. Маленький принц рассказал мне историю про свою розу. А я представила свои розы…

Каждый ребёнок – это прекрасный цветок, раскрывающий свои неповторимые, удивительные лепестки к солнцу, свету, жизни. Цветов много, но каждый красив по-своему. Солнце одно, небо одно, но каждый трепещущий росточек увидит этот мир по-своему. Он имеет на это право: быть самим собой! Быть другим! А учитель, как бережный садовник, поворачивает каждый чудо-цветок к солнцу то одной, то другой стороной и любит их всех вместе и каждого отдельно.

На следующей планете жил человек, которого мучила совесть. После встречи с ним я задумалась о нравственности.

Я учитель русского языка и литературы. Моя задача – научить детей грамотно писать, высказывать свои мысли, анализировать художественное произведение.… Но если мой ученик-отличник обижает ближнего, не признаёт старшего, ему чуждо чувство любви к Родине, - я плохой учитель. Неважно, какой методикой ты будешь пользоваться, главное – развить в ребёнке нравственные качества личности: уважение, сострадание, любовь. Учителю сегодня нужно воспитывать внутренне здоровую личность, подготовленную к самостоятельной жизни, чтобы не потеряться в пёстром мире, всегда держаться на плаву. Поэтому необходимо каждому ребёнку предоставлять возможность самому пробовать, творить и ошибаться. Главное, чтобы каждый оставался самим собой, говорил и думал по-своему.

Четвёртая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении нас  даже головы не поднял. Он считал и пересчитывал звёзды, чтобы потом «положить их в банк». «В чём смысл его жизни?» - спросила я у Маленького принца. Он ничего не ответил.

В чём смысл жизни учителя? Наверное, в служении людям. Давным-давно так думал и писал Л.Толстой. Но его мысли, дневниковые записи так актуальны сегодня! По-толстовски, жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. И не зря самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе. По-моему, быть учителем – значит быть в постоянном поиске. Бездействие, равнодушие, душевная лень – трагедия для учителя. Я принимаю жизненное кредо Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

 Пятая планета «оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик». Маленький принц задумался, потом шепнул мне: «В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается ещё одна звезда или цветок…» 

А ведь учитель тот же фонарщик. А ребёнок - это звёздочка, факел, фонарик, который нужно зажечь творчеством. Уроки русского языка  и, особенно, литературы – уроки творчества. Вспоминаю слова Ромена Роллана: «Вся радость жизни – в творчестве. Творить – значит убивать смерть». Творить – значит думать, жить. Пусть учителя-мастера и ученика-творца охватывает радость открытий, дарующая восторг собственного творчества, ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

На шестой планете жил географ, «который писал толстенные книги». Но он сам ничего не видел и записывал то, что рассказывали путешественники.

Я думаю, назначение учителя сегодня – предотвратить катастрофу, когда лишь учат и говорят то, что сказали другие. Учитель должен открыть каждому ребёнку собственный путь к знанию, дать возможность наслаждаться и радоваться собственным открытиям и победам. Используя традиционные формы работы, я отдаю предпочтение новым технологиям: педагогической мастерской  и развитию критического мышления через чтение и письмо. Часто использую на уроках лишь элементы данных технологий. Обе технологии обращены к личности ребёнка, предоставляют возможность каждому работать на равных.

Седьмая планета, которую мы посетили, была Земля. Там мы встретили Лиса. Он и открыл нам очень важный секрет: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И еще он напомнил нам одну истину, которую забыли люди: « Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Маленький принц в ответе за свою единственную розу, а я за свои розы…

 

Я учитель. Рядом со мной дети. Каждый из нихчастица меня. Они отражаются во мне, как в большом зеркале, я отражаюсь в них, как в маленьких зеркаликах. Они в чём-то похожи на меня, я узнаю свой жест, движение рук, даже голос. Я становлюсь чем-то похожей на них. Я учу их, они учат меня радоваться каждому дню. И когда, кажется, силы на исходе, хочется плакать от обиды и боли, они дают мне новые силы, новый заряд оптимизма.

Мы попрощались с Маленьким принцем, и он отправился на свою планету к своей любимой розе

БудильникУтро. Начинается новый день. Я вновь иду в школу. Тетради, «тяжёлый» Достоевский, ошибки, вопросыЯ учитель. Куда я иду? Я, учитель, в пути ищу истину жизни вместе с моими учениками. Мы идём вместе и каждый своим путём. Дорога бесконечнаОтветов многоНо правильного нет и быть не может. Дорога к истинеЯ выбрала её сама.




Поиск
Вход
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Погода
Наша школа
Учителями славится Россия!
Ссылки
















  • Сайт Министерства просвещения Российской Федерации

  • Федеральный портал "Российское образование"

  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

  • Единая коллекция образовательных ресурсов

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz